Анализ работы вибродиагностического комплекса электропоездов Горьковской железной дороги за 2002 год
А.А. Сергеев, начальник лаборатории диагностики и АСУ депо Горький – Московский.
Состав комплекса.
Лаборатории:
Центральная лаборатория диагностики находится в локомотивном депо Горький – Московский , две лаборатории в депо Киров и в депо Казань.
Оборудование:
В каждой лаборатории имеется по одному сборщику – анализатору СМ-3001 (Зарегистрирован в отраслевом реестре средств измерений МПС под № МТ 016.2002), программное обеспечение "АРМИД®" (Автоматизированное Рабочее Место Инженера Диагноста).
График №1
На графике №1 видно, что более половины парка электросекций дороги сосредоточено в депо Горький – Московский. Депо Горький – Московский производит все виды ремонта и имеет в своем парке все серии электропоездов переменного тока (см. График №2). В депо расположена центральная лаборатория диагностического комплекса, укомплектованная квалифицированными специалистами.
Программное обеспечение "АРМИД®" ориентировано на работу в компьютерных сетях, используя его возможности специалисты центральной лаборатории осуществляют постоянную техническую поддержку лабораторий депо.
На графике №2 показано распределение парка электросекций дороги по сериям и депо приписки. Основную часть парка составляют электропоезда ЭР9, ЭР9п и ЭР9е. В последнее время на дорогу стали поступать электропоезда ЭД9 различных индексов. Для всех серий электропоездов разработаны специализированные диагностические программы, которые сначала отлаживались в депо Горький – Московский, а затем внедрялись в депо Киров и Казань. Наиболее старый парк электросекций в депо Горький - Московский – в основном ЭР9, ЭР9п, наиболее современный в депо Казань – ЭР9е и ЭД9м.
График №2 
Средние пробеги электросекций и от постройки показаны на графике №3. Из этого графика видно, что парк депо Горький – Московский практически вдвое старше парка депо Казань. Возраст парка депо Киров приблизительно равен среднему по дороге.
График №3
На графике №4 показано количество продиагностированных колесно-редукторных блоков (КРБ) электропоездов по депо дороги. Оно соответствует количеству приписного парка каждого депо. Следовательно охват диагностикой приписного парка во всех депо дороги одинаков.
График №4
График №5
График №6 
На графике №5 показано количество неисправностей КРБ, требующих смены КРБ или его элементов по депо дороги за 2002 год. На Графике №6 то же по дороге в целом. Из этих графиков видно, что 61% неисправностей был выявлен с применением диагностики. Однако из всех неисправных КРБ было продиагностировано только 82%. Это вызвано в основном организационными причинами. Штат инженеров диагностов минимален: два человека в лаборатории обследования проводятся только в дневные смены. Большинство же ТО-3 проводится в ночное время, и именно этот вид ремонта выявляет достаточно большое количество неисправностей. Количество приборов СМ-3001 – по одному в каждой лаборатории - недостаточно для диагностических обследований при проведении всех видов ремонта. Диагностика в настоящее время производится только на ТР-1 и ТО-3 в дневное время.
Надежность приборов СМ-3001 высокая, за все время эксплуатации их на Горьковской железной дороге не было ни одной серьезной неисправности. Периодически возникают неисправности в разъемах датчиков, но они оперативно устраняются в депо, а на время ремонта используется переходной комплект. Переходного комплекта приборов СМ-3001 на дороге не имеется, и хотя эти приборы очень хорошо показали себя в эксплуатации рано или поздно они потребуют ремонта, на это время диагностика остановится. На Горьковскую дорогу необходима поставка еще как минимум 3-х комплектов СМ-3001 с программным обеспечением "Win-АРМИД®". Это позволит включить диагностические обследования во все виды ремонта и предотвратит возможные сбои в проведении диагностики.
Достоверность диагностики по основным узлам КРБ составляет около 90%. Таблица расчета достоверности по депо Горький – Московский приведена ниже, по остальным депо дороги результаты аналогичны.
Таблица расчета достоверности диагностики по неисправностям требующим выкатки КРБ или смены его элементов по депо Горький – Московский за 2002 год.Узел |
Букс. Узел |
Зубч. Зацепл. |
УВМШ |
Оп. Стакан |
РКМ |
Под-веска |
---|
Всего продиагностировано |
2709 |
2709 |
2709 |
2709 |
2709 |
2709 |
Фактическое состояние |
Количество исправных |
2709 |
2701 |
2707 |
2704 |
2708 |
2680 |
Количество неисправных |
0 |
8 |
2 |
5 |
1 |
29 |
По результа-там диагностики |
Количество исправных |
2371 |
2257 |
2397 |
1950 |
2140 |
2070 |
Количество неисправных |
338 |
452 |
312 |
759 |
569 |
639 |
Подтв. неисправ-ности |
0 |
7 |
0 |
4 |
0 |
26 |
Пропуск дефекта |
Количество |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
% |
0.00% |
0.04% |
0.07% |
0.04% |
0.04% |
0.11% |
Перебра-ковка |
Количество |
338 |
445 |
312 |
755 |
569 |
613 |
% |
12.5% |
16.4% |
11.5% |
27.9% |
21.0% |
22.6% |
Достовер-ность |
|
87.5% |
83.5% |
88.4% |
72.1% |
79.0% |
77.3% |
Примечание:Пропуски дефектов по узлу вала малой шестерни (УВМШ) резино-кордовой муфте (РКМ) по депо Горький – Московский объясняются тем, что диагностика по данным КРБ не проводилась более 2-х месяцев. Это вызвано тем, что данные секции вставали на ТО-3 и ТР-1 в ночное время. По другим депо эти неисправности выявляются достаточно надежно (см. График №5).