Справка по работе вибродиагностического комплекса мотор-вагонного депо Горький – Московский за 2003 год
Сергеев А. А., начальник лаборатории диагностики и АСУ ДОПП-2
Состав комплекса
Комплекс состоит из трехканального переносного сборщика-анализатора СМ-3001 и программного обеспечения АРМИД® (автоматизированного рабочего места инженера диагноста). В состав ПО АРМИД® входят: система управления базами данных, специализированные по сериям электропоездов программы диагностики, а так же редактор диагностических алгоритмов.
Принцип работы комплекса
При помощи системы АРМИД® созданы базы данных, включающие все электропоезда приписки депо. Перед началом измерений в прибор СМ-3001 загружаются маршруты измерений из системы АРМИД®. В цехе вывешиваются и прокручиваются моторные колесные пары, вибросигнал с них записывается сборщиком СМ-3001. После этого в лаборатории результаты измерений автоматически принимаются в те базы данных из которых были загружены и производится автоматизированная диагностика.
Время измерений на одной колесной паре не превышает 3-х минут, а 10-ти вагонного поезда (5 моторных вагонов) составляет около одного часа. Диагностика 10-ти вагонного поезда в лаборатории не превышает 20-ти минут вместе с распечаткой результатов.
Методами вибродиагностики выявляются неисправности зубчатого зацепления, узла вала малой шестерни, опорного подшипника, резино-кордовой муфты, буксового узла, подвески редуктора.Диагностируются все колесно-редукторные блоки (КРБ) электропоезда на ТР-1, ТР-2, ТР-3 и КР-1 в условиях депо, на ТО-3 диагностируются КРБ по замечаниям локомотивных бригад и стоящие на контроле.Результаты вибродиагностики хранятся в базах данных и в виде технических отчетов вклеиваются в книги замеров соответствующих машин.
КРБ, имеющие браковочные параметры по вибродиагностике на линию не выдаются.
Результаты работы комплекса.
- В 2003 году было продиагностировано 5008 КРБ (см. табл.1)
- Выкачено по результатам диагностики 6 КРБ, в том числе 4 по зубчатому зацеплению и 2 по опорному подшипнику.
- По результатам диагностики в процессе ремонта было устранено 237 неисправностей, в том числе 5 по буксовому узлу, 41 по зубчатому зацеплению, 8 по узлу вала малой шестерни, 44 по опорному подшипнику, 18 по резино-кордовой муфте, 121 по подвеске редуктора.
- Достоверность выявления дефектов по всем узлам составила от 96% до 98%.
- Браков по диагностируемым узлам в 2003 году не было.
- Экономический эффект от работы комплекса в 2003 году составил 196 тысяч рублей.
Эффект от применения диагностического комплекса достигнут в основном за счет выявления неисправностей, которые могут быть устранены в процессе ремонта путем добавления смазки, регулировки зазоров, перекосов, крепежа. 237 таких неисправностей было выявлено в 2003 году. Благодаря этому диагностируемые узлы КРБ работают в эксплуатации в нормальных условиях.
Результаты проведения испытаний вибродиагностического комплекса СМ-3001 за период с 1.01.2003 г. по 31.08.2003 г. приведены в табл.2, 3.
Табл.1. Расчет достоверности диагностики по неисправностям требующим выкатки КРБ или смены его элементов по депо Горький – Московский за 2003 год.
Диагностируемый узел |
Букс. узел |
Зубч. зацеп. |
УВМШ |
Опо-рный стакан |
РКМ |
Подве-ска реду-ктора |
---|
Всего продиагнос-тировано |
5008 |
5008 |
5008 |
5008 |
5008 |
5008 |
Факти-ческое состояние |
Количество исправных |
5008 |
5003 |
5007 |
5007 |
5008 |
5007 |
Количество не-исправных |
0 |
5 |
1 |
1 |
0 |
1 |
По результа-там диагнос-тики |
Количество исправных |
4941 |
4874 |
4962 |
4858 |
4863 |
4820 |
Количество неисп-равных |
67 |
134 |
46 |
150 |
145 |
188 |
Подтв. неиспра-вности |
0 |
4 |
0 |
1 |
0 |
1 |
Пропуск дефекта |
Количество |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
% |
0.00% |
0.02% |
0.02% |
0.00% |
0.00% |
0.00% |
Перебра-ковка |
Количество |
67 |
130 |
46 |
149 |
145 |
187 |
|
% |
1.3% |
2.6% |
0.9% |
3.0% |
2.9% |
3.7% |
Достоверность |
98.7% |
97.4% |
99.1% |
97.0% |
97.1% |
96.3% |
Табл.2. Результаты проведения испытаний вибродиагностического комплекса СМ-3001 по определению неисправностей, не требующих выкатки колесных пар за период с 1.01.2003 г. по 31.08.2003 г.
Диагностируемый узел |
Букс. узел |
Зубч. зацепл |
УВМШ |
Опор-ный стакан |
РКМ |
Подве-ска реду-ктора |
---|
Всего продиагнос-тировано |
3438 |
3438 |
3438 |
3438 |
3438 |
3438 |
Факт.
Сост-ояние |
Исправные |
3433 |
3410 |
3431 |
3404 |
3413 |
3292 |
Неисп-равные |
5 |
28 |
7 |
34 |
25 |
146 |
По рез-там диагно-стики |
Исправные |
3268 |
3152 |
3316 |
2980 |
3177 |
3062 |
Неисп-равные |
170 |
286 |
122 |
458 |
261 |
376 |
Количество пропусков дефектов |
0 |
0 |
1 |
1 |
7 |
58 |
Вероятность пропуска дефекта |
0% |
0% |
0.03% |
0.03% |
0.2% |
1.69% |
Вероятность "ложной тревоги" |
4.8% |
7.5% |
3.3% |
12.3% |
6.9% |
6.7% |
Вероятность правильного диагноза |
95.2% |
92.5% |
96.6% |
87.6% |
92.9% |
91.6% |
Среднее время диагностики, мин |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Табл.3. Результаты проведения испытаний вибродиагностического комплекса СМ-3001 по определению неисправностей, требующих выкатки колесных пар за период с 1.01.2003 г. по 31.08.2003 г.
Диагности-руемый узел |
Букс. узел |
Зубч. зацепл |
УВМШ |
Опор-ный стакан |
РКМ |
Подвес-ка редук-тора |
---|
Всего продиагно-стировано |
3438 |
3438 |
3438 |
3438 |
3438 |
3438 |
Факт.
состо-яние |
Исправ-ные |
3438 |
3434 |
3438 |
3437 |
3438 |
3438 |
Неисправ-ные |
0 |
4 |
0 |
1 |
0 |
0 |
По рез-там диагно-стики |
Исправ-ные |
3385 |
3354 |
3404 |
3320 |
3328 |
3288 |
Неисправ-ные |
53 |
84 |
34 |
118 |
110 |
150 |
Количество пропусков дефектов |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Вероятность пропуска дефекта |
0% |
0.03% |
0% |
0% |
0% |
0% |
Вероятность "ложной тревоги" |
1.5% |
2.4% |
1% |
3.4% |
3.2% |
4.3% |
Вероятность правильного диагноза |
98.5% |
97.6% |
99% |
96.6% |
96.8% |
95.7% |
Среднее время диагностики, мин |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |